Программа по формированию жизнестойкости обучающихся
20.12.2024Пояснительная записка
Данная программа относится к числу профилактических психолого-педагогических программ, т.к. она направлена на профилактику трудностей в социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся лицея, связанных с риском самоповреждения (суицид).
Актуальность данной программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков и юношей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, студенты оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.
В 2013-2014 учебном году специалистами, занимающимися проблемами профилактики и анализа суицидального поведения детей и подростков Алтайского края было выявлено, что современные подростки и юноши испытывают значительные трудности с преодолением стрессовых и других трудных жизненных ситуаций, не знают, куда адресно обратиться за поддержкой по разрешению их важных проблем. Вместе с тем, многие проблемные моменты можно предупредить заранее: сотрудничая педагогическому коллективу с обучающимися и их родителями, делая главные акценты на положительных сторонах жизни всех субъектов образовательного процесса и окружающего их социума. Поэтому, одно из важных направлений системы образования должно стать формирование у обучающихся жизнестойкости, развивая у них навыки совладания с трудными жизненными ситуациями.
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги-психологи.
Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории «ценность»: ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Исходя из вышесказанного, основной целью работы педагогического коллектива образовательной организации должен стать комплексный подход к формированию жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями подростков.
Программа определяет содержание, основные пути формирования жизнестойкости подростков, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития.
Вид программы: профилактическая (профилактика суицидального поведения и вредных привычек)
Тип программы: модифицированная
Цель: повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения.
Задачи:
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2.Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе); Формирование у обучающихся позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; Организация и включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность; Оптимизация эмоционального климата в семье и школе;
7.Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости.
8.Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
Формирование культуры здоровья школьников.
10.Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни.
Программа состоит из 4 модулей:
Педагогический; Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (с низким уровнем социальной компетентности); Профилактические занятия для младших школьников и подростков (в рамках внеурочной занятости, на классных часах); Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Программа рассчитана на работу с учащимися 8-15 лет (2-9 классы).
Срок реализации – 5 лет, в ходе которого последовательно осуществляются три этапа:
Подготовительный этап
Ответственные
Мероприятия
Сроки
Администрация
Издает локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся. Включает в план воспитательной работы образовательной организации раздел: «Формирование жизнестойкости обучающихся». Организует проведение методических семинаров, (педагогических советов) по организационно -содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации педагогическими работниками. Согласовывает и утверждает про
Август – сентябрь
Классные руководители
определяют направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе;
планируют содержание классных часов, родительских собраний;
взаимодействуют с педагогом-психологом.
Сентябрь
Педагог-психолог
Определяет группу подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проводит консультирование родителей (законных представителей) данной группы подростков, получает письменное разрешение (или письменный отказ) о проведении индивидуальной коррекционно - развивающей работы. Проводит диагностику личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А.М.) с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей). Составляет учебно-тематический план индивидуальных занятий с подростками группы риска и утверждает его руководителем образовательной организации.
Сентябрь - май
Формирующий этап
Ответственные
Мероприятия
Сроки
Администрация
Организует проведение родительский собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов. Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся.
Сентябрь – май
Классные руководители
организуют просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
проводят классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы;
организуют включение подростков в ценностно-значимую для них деятельность;
осуществляют индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности.
Сентябрь – май
Педагог – психолог
Проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по формированию совладающего поведения с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей). Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости.
Сентябрь – май
Диагностический этап
Ответственные
Мероприятия
Сроки
Администрация
Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в учебном году в соответствии с показателями эффективности. Осуществляет планирование работы на следующий учебный год. Организует обсуждение результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическим
коллективом. Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов
Апрель - май
Классные руководители
проводят анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы;
планируют работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).
Апрель-май
Педагог – психолог
Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы. Планирует работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).
Апрель-май
Показателем эффективности (ожидаемыми результатами) программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:
Уверенность в себе. Независимость, самостоятельность суждений. Стремление к достижениям. Навыки межличностного взаимодействия.
5.Ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль).
6.Саморегуляция поведения и эмоций.
Отследить динамику повышения жизнестойкости обучающихся 1-9 классов позволит проведение первичных диагностик в начальной школе: методика «Дождь в сказочной стране» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов); тест «Лесенка» (Т.Д. Марценковская); цветоассациативная методика А.М. Парачева; а в 5-9 классах - тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Д.И. Рассказова); тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); методика «Карта риска суицида» (модификация Л.Б. Шнейдер). Оценка результатов определяется посредством повторной диагностики проведенных методик и опроса классных руководителей.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Качественные:
-высокие показатели в изучении уровня эмоциональной устойчивости;
-повышение уровня толерантности;
-овладение различными приемами снятия эмоционального напряжения.
Количественные:
-повышение количества учащихся со средним и высоким уровнем силы воли;
-отсутствие признаков депрессии у старшеклассников по результатам диагностики;
-рост внутренних ресурсов, адаптивности и стрессоустойчивости обучающихся, участников программы, по результатам итоговой диагностики (по всем показателям – средний уровень).
Формы и методы реализации программы
Класные часы, психологический практикум, походы, родительские собрания.
Практические занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, презентации.
Диагностические методики:
Диагностика социальной компетентности обучающегося. Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, развитие произвольности, интерес к социальной жизни. Диагностика жизнестойкости. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. Позволяет определить уровень сформированности жизнестойкости в целом и ее компонентов: вовлеченность, принятие решений, контроль. Диагностика тревожности. Методика «Шкала тревожности» направлена на выявление уровня тревожности подростков 15-17 лет. Позволяет определить ситуации, тревожащие подростка: ситуации, связанные с лицеем, общением с педагогом; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения.
План мероприятий по формированию жизнестойкости
№
п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап
Принятие локальных нормативных актов общеобразовательными организациями по стимулированию деятельности педагогов, педагога психолога, заместителя директора по воспитательной работы, внесение изменений в оценку эффективности их деятельности по критериям эффективности процесса формирования жизнестойкости обучающихся. Согласование и утверждение программы по формированию жизнестойкости
До 01.09
Администрация
Включение вопроса формирования жизнестойкости обучающихся в план внутриучрежденческого контроля
До 01.09
Администрация
Составление планов воспитательной работы в классных коллективах по формированию жизнестойкости обучающихся в соответствии с программой общеобразовательной организации
До 01.09
Зам.директора по УВР, классные руководители
Формирующий этап
Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) младших школьников, в том числе с использованием интернет-ресурсов
1 раз в четверть
Зам.директора по УВР, классные руководители
Организация тренинговых занятий на
Командо образование в первых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах
По мере необходимости
Педагог – психолог
Организация и проведение развивающих занятий в рамках внеурочной занятости
В соответствии с планом
Классные руководители, педагог – психолог
Диагностический этап
Организация и проведение анализа и оценки результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся
Апрель
Администрация