Психологическая служба

Документы

План работы психолога 2024-2025
Годовой отчет психолога 2024
Инструкция к Навигатору профилактики и описание памяток
для классных руководителей, педагогов и специалистов по различным видам
девиантного (отклоняющегося) поведения обучающегося
ВЕРСИЯ 2022
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается обновленная версия 2022 года Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в си-туациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся — Навигатор профилактики и памятки по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения. Пакет разработок состоит из следующих материалов:
Навигатор профилактики (серая гамма) - содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, иных педагогов и специали-стов образовательных организаций. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного вза-имодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних. Все виды отклоняющегося поведения и их основные признаки включены в цвето-вую индикацию, которая выполняет функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Все виды отклоня-ющегося поведения дополнены формами проявления, а также указаны основные признаки девиантного по-ведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющего функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, несуици-дального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную ор-ганизацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволит вам достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру. Общий алгоритм действий может быть использован вами и другими специали-стами образовательной организации в процессе профилактической работы с детьми, подростками и их ро-дителями. Главными людьми в жизни ребенка являются родители, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать спосо-бы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов и иных специалистов учитывают не только психологическую, пси-холого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и право-вой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям. Навигатор профилактики ло-гически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения:
1. Социально-психологическая дезадаптация (желтая гамма). Сама по себе дезадаптация не является видом отклоняющегося поведения, но может быть в некоторых случаях причиной или следствием пове-денческих проблем и трудностей, а также усиливать их. Вы найдете в этой памятке описание более кон-кретных признаков, причин дезадаптации и сможете сориентироваться в том, как выстроить логику взаи-модействия с ребенком, родителями и коллегами в индивидуальной работе.
2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (оранжевая гамма). В некоторых случаях поведен-ческие проблемы начинаются не в подростковом периоде, а в более ранних возрастах, преимуществен-но после 5 лет и до 12 лет. При этом речь идет о достаточно стойких проявлениях ненадлежащего пове-дения, которые требуют не только пристального внимания, но и организации ранней комплексной помо-щи детям. В данной памятке вы можете ознакомиться с признаками такого поведения, его возрастной спецификой, техниками дифференциации поведенческих проблем от нормативных возрастных особен-ностей, а также с возможными действиями в рамках профилактической работы с ребенком и его родите-лями.
3. Агрессивное поведение (розовая гамма). Буллинг, иные формы агрессии в последние годы проявля-ются не только в физической реальности, но и в виртуальном пространстве, что в ряде случаев приводит к скрытым, латентным конфликтам, серьезным напряжениям в отношениях и неблагоприятной атмосфе-ре в классе. При этом важно иметь в виду, что в случаях проявления агрессивного поведения важно ра-ботать не только с буллером или агрессором, но также и с жертвой, поскольку именно она является по-страдавшей стороной и требует не меньшего внимания к себе и своим потребностям. Признакам агрес-сивного поведения и киберагрессии посвящена данная памятка, и включает возможные действия педаго-гов в конфликтных и иных ситуациях, связанных с подобным поведением.
© МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4. Суицидальное, самоповреждающее поведение (синяя гамма). Одной из острых проблем в настоя-щее время является суицидальное и самоповреждающее поведение, вызывающее обеспокоенность не только родителей обучающихся и педагогов, но и общества в целом. Такое поведение требует очень тщательного и деликатного подхода к ребенку, поскольку нередко оно сопровождается понижен-ным настроением, депрессивным фоном и глубокой подавленностью, которая иногда может быть не видна даже опытным специалистам. В данной памятке вы можете сориентироваться в основных при-знаках суицидального, самоповреждающего поведения, а также в алгоритме соответствующих безот-лагательных действий. В памятке описаны также признаки несуицидального самоповреждающего по-ведения.
5. Риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния) (фиалковая гамма). Данные признаки проявляются в виде враждебности, высказывания мыслей агрессивного характера, интереса к агрессивным играм и контенту в Интернете, замкнутости, сниженного настроения, суицидальных высказываний, рисунков, попыток самоповрежде-ния. Это один из самых сложных сочетанных видов девиантного поведения, представляющий собой особые случаи общественно опасных деяний несовершеннолетних. В памятке представлены 3 группы критериев изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о риске нападения обучаю-щегося на образовательную организацию (по данным ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздра-ва России), специальный алгоритм действий классных руководителей, иных педагогов и специалистов образовательных организаций в рамках профилактики правонарушений, включающий межведомствен-ный аспект. Также описаны защитные факторы, способствующие повышению устойчивости к неблаго-приятным факторам и снижению риска потенциальной угрозы общественно опасного деяния, которые могут быть мишенями коррекционно-развивающего воздействия в процессе профилактической рабо-ты.
6. Делинквентное поведение (красная гамма). Правонарушения несовершеннолетних - сложная меж-дисциплинарная проблема, решение которой зависит от целого ряда факторов. При этом существуют достаточно ранние формы начала делинквентного поведения, отличающиеся своими признаками, спе-цификой проявлений, факторами риска и предохраняющими механизмами, с которыми вы можете ознакомиться в данной памятке. В работе с таким поведением крайне важна слаженность команды специалистов, поэтому желательно в каждой образовательной организации выработать свои стиль, тактику и стратегию оказания комплексной помощи детям и подросткам, а рекомендуемый алгоритм действий представлен на последней странице данной памятки.
7. Аддиктивное (зависимое) поведение (сиреневая гамма). Существуют разные виды аддиктивного поведения, которые делятся на две обобщенные группы - химические и нехимические виды зависимо-сти. Существуют общие признаки для любого вида зависимого поведения, но также важно ориентиро-ваться и в частных проявлениях, поскольку они иногда могут не быть предметом особого внимания пе-дагогов и специалистов. Именно эти признаки и проявления описаны в данной памятке, включая указа-ние на то, какие срочные меры необходимо принимать в случаях, если ребенок или подросток прояв-ляет признаки аддиктивного поведения.
8. Рискованное поведение (зеленая гамма). В последние годы активно развиваются и стремительно трансформируются экстремальные виды досуга и спорта, которые достаточно часто связаны с риском, однако пользуются популярностью у подростков, юношей, молодых взрослых, а в исключительных слу-чаях и у детей. Рискованное поведение стремительно трансформируется, появляются новые мод-ные направления и течения, что приводит также к возникновению специфического сленга. Основным формам рискованного поведения, отличительным признакам и вариантам действий классного руково-дителя, иных педагогов и специалистов образовательных организаций посвящена данная памятка. Следует отметить, что в некоторых случаях за рискованным поведением скрывается суицидальное, са-моповреждающее поведение, которое не очень глубоко осознается самим ребенком или подростком, с признаками которого вы можете ознакомиться в соответствующей памятке. В настоящее время данный вид отклоняющегося поведения проявляется также в форме рискованного поведения онлайн, признаки которого добавлены в данную памятку.
Авторы уверены, что Навигатор профилактики и 8 памяток по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения и действиям в тех или иных ситуациях помогут Вам и Вашим колле-гам в педагогической практике, в решении сложных или нестандартных ситуаций.
© МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ